Функциональная диспепсия - Community Clinic

Функциональная диспепсия

Это наиболее распространенное заболевание желудка, с которым обращаются к врачу гастроэнтерологу.

Проявляется болью или дискомфортом в области эпигастрия, чувством раннего насыщения или тяжести после обычного приема пищи.

Зачастую при данных жалобах устанавливают диагноз — гастрит, что в корне неверно. Гастрит практически всегда не дает никакой симптоматики, так как в слизистой оболочке желудка нет болевых рецепторов. При ЭГДС проводят биопсию из стенки желудка без обезболивания — пациент ничего не ощущает.

Боли и чувство переполнения при функциональной диспепсии возникают из-за дисфункции хемо- и механорецепторов желудка. Они неверно реагируют на раздражители — прием пищи, выделение кислоты и т.п. — в результате чего, мы ощущаем боль или тяжесть.

Основными провокаторами дебюта или рецидива заболевания являются:

• Тревожно-депрессивные расстройства
  • Острый или хронический длительный стресс
  • Применение некоторых лекарственных препаратов
  • Перенесенные инфекции
  • Нарушения сна
  • Курение

Исходя из симптомов, заболевание делится на три вида:

1. Синдром эпигастральной боли — болезненные ощущения в эпигастрии
  2. Постпрандиальный дистресс синдром — ощущение переполнения или тяжести в эпигастральной области
  3. Смешанная форма — когда присутствуют оба симптома

Дополнительно пациенты могут жаловаться на тошноту, отрыжку.

Для постановки диагноза мы используем Римские критерии — симптомы должны беспокоить хотя бы 1 раз в неделю, в течение последних трех месяцев, при общей продолжительности заболевания не менее полугода.

При этом не должно быть симптомов красных флагов:

• Немотивированное снижение массы тела
  • Анемия
  • Рвота
  • Ночные пробуждения от болей
  • Затруднение прохождения пищи или боли при прохождении пищи
  • Черный стул и т.п.

Такие симптомы, будут говорить о возможном органическом поражении — Язвенная болезнь, онкологические заболевания, стенозы желудка или тонкой кишки.

При отсутствии красных флагов и соответствии Римским критериям — может быть заподозрена Функциональная диспепсия.

Необходимые обследования включают в себя:

• Клинический анализ крови, некоторые биохимические показатели, анализ кала на скрытую кровь иммунохимическим методом
  • УЗИ органов брюшной полости
  • С13 дыхательный уреазный тест
  • Что касаемо ЭГДС — подходы разнятся в зависимости от страны. В целом, у лиц молодого возраста

ЭГДС может быть проведена, если в течение 4-х недель мы не отмечаем улучшения симптомов на фоне проводимой терапии.

Лечение заключается в применении ингибиторов протонной помпы, ситуативно могут использоваться прокинетики.

В случае отсутствия эффекта применяют вторую линию терапии — антидепрессанты из групп СИОЗСН или ТЦА.

Эти препараты напрямую влияют на работу нейромедиаторов, восстанавливая функцию рецепторов — эффективно купируют симптомы и позволяют добиться ремиссии заболевания.

Если у Вас возникают подобные жалобы, Вы всегда можете обратиться в нашу клинику.