Тиреоидный статус - Community Clinic

Тиреоидный статус

Заболевания щитовидной железы – одни из самых частых в структуре эндокринной патологии. Рутинно для определения нарушений в работе щитовидной железы (ЩЖ) мы используем определение уровня тиреотропного гормона в крови (ТТГ). За последнее время, за счет включения ТТГ во многие исследования check up, выявляемость нарушений в работе щитовидной железы возросла.

ТТГ является одним из тропных гормонов гипофиза, он – регулятор работы щитовидной железы. При наличии отклонений в этом показателе мы исследуем состояние под названием тиреоидный статус. Оно включает в себя определение уровня непосредственно самих гормонов ЩЖ – тироксина свободного (Т4св) и трийодтиронина свободного (Т3св). Иногда требуется дополнительно оценка уровня антител к ткани щитовидной железы.

По функциональному статусу нарушения в работе щитовидной железы можно разделить на 2 группы: гипотиреоз и тиреотоксикоз.

Гипотиреоздефицит тиреоидных гормонов в крови. Имеет разнообразную и неспецифическую клиническую картину: общая слабость, утомляемость, сухость кожи, выпадение волос, подавленное настроение, склонность к запорам, замедление речи, одутловатость лица, редкий пульс, снижение артериального давления. Чаще всего встречается при аутоиммунном тиреоидите и как исход при удалении щитовидной железы по тем или иным причинам.

Лечение гипотиреоза необходимо не всегда. Заключается оно в приеме препаратов-гормонов щитовидной железы – восполняем утраченное.

При оценке тиреоидного статуса мы можем видеть:

• Субклинический гипотиреоз (повышен ТТГ и нормальные значения Т4св)

Лечение назначается сразу, если пациентка беременна или планирует беременность. В остальных случаях, особенно если повышение ТТГ небольшое, рекомендуется пересдать анализы через 4-6 недель и после оценить клинические проявления. При стойком субклиническом гипотиреозе необходимость лечения определяется индивидуально.

• Явный, манифестный гипотиреоз (повышен ТТГ и снижен Т4св ниже референсного интервала)

Лечение заключается в назначения левотироксина, доза обсуждается индивидуально в конкретной ситуации.

• Подозрение на гипотиреоз центрального генеза (снижен или нормальный уровень ТТГ при сниженном Т4св ниже референсного интервала)

Такое состояние встречается, когда гипофиз по каким-то причинам не справляется со своей работой – снижается выработка гормонов-регуляторов, в данном случае, тиреотропного гормона. Требует дообследования у эндокринолога.

Тиреотоксикоз – состояние, обратное гипотиреозу, когда гормонов щитовидной железы в крови становится в избытке.Чаще всего встречается в результате повышенного образования гормонов самой ЩЖ или вследствие их «утечки» при деструкции органа. Клинически проявляется эмоциональной лабильностью, раздражительностью, потливостью, учащенным сердцебиением, снижением веса, дрожью в теле, нарушением менструального цикла.

При оценке тиреоидного статуса мы можем видеть:

• Субклинический тиреотоксикоз (снижен ТТГ ниже референсного интервала и нормальный уровень Т4св и Т3св).

Говорит о том, что гормонов ЩЖ за последнее время в крови больше, чем нужно, однако в анализе крови пока еще изменен только уровень гормона-регулятора. Обычно имеет стертую клиническую картину. Субклинический тиреотоксикоз требует обязательного лечения у пожилых пациентов в связи с повышенным риском развития нарушений ритма сердца, одним из самых грозных является фибрилляция предсердий. У молодых пациентов необходимость лечения определяется индивидуально, чаще ограничивается контролем в динамике и симптоматической терапией.

• Явный, манифестный тиреотоксикоз (снижен ТТГ и повышен уровень Т4св и/или Т3св)

Чаще всего имеет весь спектр клинических проявлений, особенно у пациентов молодого возраста. В случае, если тиреотоксикоз обусловлен болезнью Грейвса или токсической аденомой щитовидной железы, обязательно показано назначение тиреостатиков для купирования тиреотоксикоза. Далее решается вопрос о необходимости радикального лечения (хирургическое – тиреоидэктомия в различном объеме; выполнение радиойодтерапии).

Существует достаточно редкое заболевание, когда тиреотоксикоз обусловлен не проблемой в самой щитовидной железе, а избыточной выработкой ТТГ. При оценке тиреоидного статуса мы видим повышенный ТТГ и повышение уровня Т4св и/или Т3св – то есть, сам гипофиз вырабатывает слишком много ТТГ, который в свою очередь стимулирует ткань щитовидной железы к избыточной выработке гормонов. Встречается при редкой нейроэндокринной гипофиза – тиреотропиноме. Для уточнения диагноза требуется выполнение магнитно-резонансной томографии области гипофиза. Лечение, как правило, хирургическое.

Для уточнения генеза в нарушении работы щитовидной железы необходимо выполнение ультразвуковой диагностики органа. Мы определяем объем железы, характер кровотока в ткани, оцениваем ее структуру, наличие узлов, их размеры и характеристики.

Решение вопроса о (не)назначении лечения зависит от многих факторов и в каждом конкретном случае обсуждается индивидуально. Если какие-то из вышеперечисленных симптомов беспокоят вас – рекомендуем обратиться за консультацией врача-эндокринолога.